Минстрой при участии Минпромторга разработал и утвердил дорожную карту по расширению применения металла в строительстве.
Ключевая задача «дорожной карты» – обеспечение реализации возникающего профицита металлопродукции в стране, который трудно преодолеть только за счёт роста темпов строительства при сохранении текущей структуры потребления металла.
Утвержденная Минстроем «дорожная карта» состоит из 61 пункта. Из них треть – оперативные меры, которые должны дать эффект к концу 2022 г., остальные рассчитаны на 2023–2025 гг.
В первостепенные задачи включена корректировка требований к огнезащите и оценке огнестойкости стальных конструкций, а также актуализация требований к защите таких конструкций от коррозии.
Предусмотрено внедрение современных и экономически более эффективных конструктивных решений в строительную практику: крупногабаритных строительных блок-модулей, сталебетонных конструктивных решений, современных сталей с повышенными техническими характеристиками по долговечности, прочности, огнестойкости и др.
В более долгосрочной перспективе расширение области применения металла планируется за счет реализации масштабных инфраструктурных проектов.
Реализация мероприятий по увеличению потребления российского металлопроката в строительстве может обеспечить 3–5 млн т в год дополнительного спроса на стальную продукцию.
Как сталь будут использоваться при строительстве жилья
«Дорожная карта» предполагает разработку специальных правил по проектированию жилья на стальном каркасе при сохранении уровня безопасности людей и материальных ценностей.
Осенью 2022 года должен быть разработан пилотный проект 17-этажного жилого дома на стальном каркасе, а к ноябрю 2023 года — типовые проекты подобных домов. Такой тип строительства сократит сроки возведения домов в два-три раза по сравнению с монолитным домостроением. С помощью этих проектов планируется строить жилье, в том числе при реновации жилья и для расселения ветхого и аварийного жилья.
Для застройщиков, которые готовы строить жилье на стальном каркасе, Минстрой предлагает преференции. Это могут быть льготные кредиты на строительство, скидки в 30% на предоставление земли и льготная ипотека для покупателей.
Где предлагается еще использовать металлоконструкции
План Минстроя предполагает снятие ограничений на применение стальных каркасов. Уже в 2022 году планируется разработать типовые проекты школ, детсадов и мусоросжигательных заводов с использованием стали. ЕВРАЗ уже поставляет сталь на строящиеся мусоросжигательные заводы.
Еще одна возможная область применения стали — строительство быстровозводимых здании? и сооружении? на основе стального каркаса, которые будут храниться на складах МЧС и применяться в чрезвычайных и кризисных ситуациях, зонах бедствии?. С использованием такой технологии планируется строить, например, госпитали, штабы, дома для пострадавших.
Также в «дорожной карте» Минстроя указано, что поддерживать потребление стали планируется в том числе за счет строительства железных и автомобильных дорог, портов и т.п.
В чем плюсы и минусы использования стали
Себестоимость строительства жилья на стальном каркасе на 10% выше. Однако за счет сокращения сроков стройки, а значит, и срока, на который застройщик привлекает проектное финансирование, девелоперы могут сэкономить до 15%.
Несмотря на то, что стальные конструкции стоят до двух раз дороже, чем бетонные, они позволяют увеличить полезную площадь. Бетонная колонна занимает площадь около 1 кв. м, а стальная балка — в разы меньше. При использовании металлоконструкций нужно применять дополнительные пожаростойкие материалы, что может создавать дополнительные сложности и повышать стоимость строительства.
Основной причиной того, что металлоконструкции почти не используются в строительстве жилья, называют отсутствие инфраструктуры для такого строительства и квалифицированных команд сборщиков каркасов. Попытки внедрить использование стальных каркасов в строительстве жилья предпринимаются не меньше десяти лет, но не нашли широкого развития из-за того, что в России традиционно используется железобетон.
По данным Ассоциации развития стального строительства, в России на стальном каркасе строится не более 13,5% зданий. В современной России стальные конструкции использованы для строительства Центра международной торговли, башен в «Москва-Сити» и «Лахта Центр» в Санкт-Петербурге.